Interview

Искусство в спорте

О художественной гимнастике часто говорят: «Она – искусство в спорте». Такое мнение подкрепляется не только родством с балетом. Секрет ее отношений с искусством кроется в самом названии вида спорта. «Художественная», а значит, сродни самому древнему виду искусства – живописи. (Отрывок из интервью с Николаем Цискаридзенародным артистом РФ, дважды лауреатом Государственной премии РФ, трижды лауреатом театральной премии «Золотая маска».) 

N. S.Каково ваше отношение к художественной гимнастике?  

– Художественная гимнастика – один из моих любимых видов спорта, за которым я с самого детства наблюдаю: слежу за соревнованиями, за новыми свершениями и стараюсь что-то взять в свою работу. 

N. S.Почему, на ваш взгляд, гимнастика имеет право называться «художественной»?  

– Великие мастера, особенно за последние 30 лет, возвели уровень выступлений на соревнованиях до настоящего искусства. Всегда очень приятно смотреть, с каким эмоциональным накалом, художественным смыслом выступает та или иная гимнастка. 

N. S.Много ли балета осталось в художественной гимнастике на сегодняшний день?  

– Основой художественной гимнастики является классический танец, каноны которого когда-то стала нарушать Айседора Дункан. Но современная художественная гимнастика с тем великим многообразием элементов не может существовать отдельно от канонов классического танца, которые прежде всего основаны на законах движения в природе. 

N. S.Если гимнастика основана на балете, есть ли в балете что-то от художественной гимнастики?  

– В последнее время в балет приходит много элементов «а-ля художественная гимнастика», но это невозможно, так как у нас абсолютно другое покрытие пола (более жесткое) и девушки танцуют на пуантах. 

N. S.Как вы относитесь к тем постановкам гимнасток, которые исполняются под балетную музыку, с балетными движениями? 

– Я люблю все, что эмоционально, актуально, красиво и, главное, талантливо. 

На заре человечества люди научились отражать действительность посредством искусства (наскальная живопись первобытных жителей). В 1936 году, когда гимнастику признали спортивной дисциплиной, появилась возможность вписать жизнь и в контекст спорта. Каждая программа гимнастки в период ее создания – это холст в руках хореографа-постановщика. На протяжении последних десятилетий позицию одного из самых видных и талантливых художников в гимнастике занимает Екатерина Сергеевна Сиротина. Сегодня она, будучи кандидатом педагогических наук, несет ответственность за самых юных гимнасток России и претворяет на ковре самые смелые постановочные идеи, составляя композиции для индивидуальных и групповых гимнастических программ и масштабных шоу. Называя себя фанатом своего дела и мечтая с широким размахом, в 2011 году Екатерина Сиротина открыла отделение художественной гимнастики ФСО «Спартак». Ежегодно здесь реализуют спортивные мечты более чем 600 юных гимнасток из 50 регионов России.  

В своих интервью Екатерина Сергеевна часто признается, что, исполняя роли тренера и наставника, организатора и руководителя, своим любимым детищем она считает постановочный процесс. Тот самый процесс, который превращает этот вид спорта в «художество». Что наделяет его трансформирующими свойствами и почему в этом процессе, по словам Екатерины Сергеевны, можно раствориться? Постановка композиции – это зарождение единого гимнастического целого из десятка разных граней спорта и искусства. Эти грани представляют собой элементы гимнастики, танцевальные и акробатические движения, работу с предметом и даже артистические компоненты. (Отрывок из интервью с Еленой Замолодчиковойдвукратной олимпийской чемпионкой, двукратной чемпионкой мира и Европы по спортивной гимнастике, участницей шоу Алексея Немова «Легенды спорта».) 

N. S.Как вы относитесь к процессу постановок композиций?  

– Поначалу все дается очень сложно, особенно в последнее время. (Смеется.) Иногда думаю: «Зачем я вообще согласилась?» Когда предоставляется возможность работать с такими профессионалами, как Екатерина Сергеевна Сиротина, которые требуют от спортсмена делать только лучше и сложнее, приходится вспоминать и напоминать, что мне не 18. Однако она как настоящий профессионал не обращает на это внимания. Приходится вызывать к себе жалость, сострадание. (Смеется.) Когда же все уже отработано, я получаю удовольствие и понимаю, что оно того стоило. После выступлений я всегда с интересом и радостью пересматриваю свои композиции, осознаю, что все мои надежды оправдались. Конечно, очень благодарна Екатерине Сергеевне Сиротиной за ее маленькие шедевры. 

N. S.В годы спортивной карьеры что было самым сложным для вас в процессе постановок? 

– Наверное, самое сложное – это собрать все воедино. Объединить акробатику с хореографией, выразить все так, как задумано хореографом-постановщиком. Нужно уметь переключаться и собирать все вместе в один подход. 

Перед хореографом-постановщиком стоит сложная задача: он должен объединить все эти грани, то есть создать понятный зрителю, грамотный с точки зрения правил гимнастики, соответствующий музыке образ. Однако не стоит забывать о том, что художественная гимнастика – это спорт. И даже в ней художественная составляющая не должна нарушать каноны, которые определила спортивная федерация. Спорт подразумевает конкуренцию, вечную борьбу за первенство, бег за лидерством. Борьбу и бег используют борцы и атлеты, меряясь в силе и скорости. А что лежит в основе соревнований гимнасток? Именно композиция. В нее постановщик закладывает все, что необходимо судьям для оценки ежедневного труда спортсменок. Труд гимнастки просматривается судьями через призму композиции. Таким образом, на хореографе-постановщике лежит ответственность не только за свою деятельность, но и за результат спортсмена. Подобно живописцу, постановщик ювелирно наносит на композиционный холст движение за движением, обрамляя его ярким слоем мелодии. Притом любой жест или элемент, бросок предмета или акробатический трюк имеет не только свой музыкальный акцент, но и свою балльную стоимость. (Отрывок из интервью с Леонидом Овруцким, лидером вокального коллектива «Кватро», участником номера в постановке Екатерины Сиротиной.) 

N. S.Как вы можете охарактеризовать художественную гимнастику? Следите ли вы за успехами нашей сборной? 

– Мы давно дружим с Ириной Александровной Винер-Усмановой и всегда очень болеем за нашу команду по художественной гимнастике. Это больше чем спорт. Это тот спорт, в котором очень много места отводится искусству.  

N. S.По каким критериям можно судить о том, что художественная гимнастика близка к искусству? 

– Вопрос в эмоциях, которые вызывает подлинное искусство. Пластика человеческого тела, танец – это то, что всегда пробуждает особенные чувства. А когда к этому добавляются еще и фантастические технические элементы, впечатление в два раза усиливается. 

N. S.Чем вам запомнилась совместная работа с Екатериной Сергеевной Сиротиной? 

– Екатерина удивительный режиссер. Она смотрит на вещи нетрадиционно, с нестандартной точки зрения. Я был счастлив сотрудничать с ней и чувствовать это расширение границ.  

N. S.Меняются ли ощущения от выступления у артиста, когда он поет не один, а под движения гимнасток/танцоров? Если да – какие это ощущения? 

– Мы, группа «Кватро», обычно работаем на сцене вчетвером. Все внимание, все эмоции сконцентрированы на нас. Когда же есть возможность украсить наше выступление, повысить впечатление о нем в ходе сотрудничества с гимнастками или танцорами, мы всегда очень этому рады. Они отвечают за художественную составляющую номера, делают его интересным. Самое важное – это вызвать эмоции у людей. Вместе нам это удается очень хорошо. 

Творческий полет ограничивается четкими правилами. Например, каждая композиция должна содержать обязательные элементы тела, элементы мастерства по предмету, элементы риска (сложные броски предмета) и фиксированное количество танцевальных дорожек в соответствии с возрастом, разрядом и званием гимнастки. Однако мало просто добавить все вышеперечисленные компоненты в композицию. Важно объединить их между собой так, чтобы они создали эффект «слитности», чтобы каждое следующее движение вытекало из предыдущего. Только достигнув этого эффекта, возможно осуществить визуальную трансформацию спорта в искусство и выгодно представить спортсменку судьям. Исходя из этого, хореограф-постановщик выполняет функции не только художника-оформителя, но и прямого посредника между бригадой судей и гимнасткой. Ежедневным творчеством создатели гимнастических спектаклей доказывают, что рамок для творчества и искусства нет даже в условиях строгого следования правилам.  

Шаг за шагом гимнастические постановки вышли за границы спортивного зала и ворвались в мир телевидения. Крупные телевизионные проекты «Без страховки» и «Синяя птица» подтвердили, что гимнастика способна объединять и сплачивать людей из самых разных сфер деятельности. Шоу «Без страховки» на «Первом канале» записало в ряды подопечных Екатерины Сиротиной боксера Костю Дзю, а номера, поставленные ею к конкурсу талантов на «России-1», оценивались музыкантом Денисом Мацуевым, артистом балета Николаем Цискаридзе и другими известными артистами. (Отрывок из интервью с Николаем Цискаридзенародным артистом РФ, дважды лауреатом Государственной премии РФ, трижды лауреатом театральной премии «Золотая маска», членом жюри конкурса талантов «Синяя птица».) 

N. S.В чем основные преимущества конкурса «Синяя птица»? 

– Прежде всего это шанс для талантливых детей – заявить себя сразу на весь мир, поскольку конкурс транслируется «на орбиту». Дай Бог, чтобы это всем приносило пользу.  

N. S.Как вы можете оценить постановки Екатерины Сиротиной для этого шоу? 

– Екатерина – очень талантливый хореограф, имеющий много разнообразных постановок. Для гимнастики это очень интересно. У нас был опыт совместной работы и для телевизионных, и для театрализованных шоу. Она очень внимательно изучает новую для себя сферу деятельности, и мне всегда интересно, как она преломляет технические нововведения, элементы других жанров.  

N. S.Какой номер в ее постановке запомнился вам больше всего? 

– Мне очень понравился номер, который она придумала для конкурса «Синяя птица» на музыку Евгения Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь», соединяя гимнастику и балет. Она очень внимательно прислушивалась к моим советам и всегда очень неожиданно их применяла, во многом улучшая, в постановке. Надеюсь, это не последний наш совместный опыт работы. 

Гимнастические спектакли традиционно находят своего зрителя и на крупных спортивных фестивалях и шоу под руководством олимпийских чемпионов – «Легенды спорта» Алексея Немова и «Алина» Кабаевой Алины. 

Детский фестиваль художественной гимнастики «Алина» ежегодно собирает несколько сотен юных гимнасток и десятки звезд шоу-бизнеса на одной сцене. Здесь предоставляется возможность взглянуть на главные проблемы и ценности жизни посредством художественной гимнастики. (Отрывок из интервью с Алексеем Голубевым, режиссером, продюсером и клипмейкером, основателем международной кинопроизводственной компании MAG Film Moscow, лауреатом премии RU.TV в номинациях «Лучшее шоу» и «Режиссер года» и телеканала «Муз-ТВ» в номинации «Лучшее видео», автором около 300 музыкальных клипов и рекламных роликов, режиссером-постановщиком фестиваля «Алина» в 20142016 годах.) 

N. S.Как вы познакомились с художественной гимнастикой? 

– Первый раз я столкнулся с художественной гимнастикой примерно 11 лет назад, когда снимал клип к фестивалю «Алина». Именно тогда я познакомился с Екатериной Сиротиной и другими хореографами-постановщиками в этом виде спорта. Я считаю, что художественная гимнастика – это наикрасивейший вид спорта. 

N. S.Какие особенности фестиваля «Алина» вы можете выделить?  

– Фестиваль «Алина» – это, на мой взгляд, самое яркое действо, которое вызывает у детей желание заниматься спортом. Притом не только у девочек, но и у мальчиков. Более мотивирующего российского фестиваля детского спорта я не знаю. Даже мои дети, у меня их шестеро, хотели сразу же идти в зал и заниматься, чтобы находиться в этой необыкновенной атмосфере, созданной большой командой профессионалов.  

Хочу отметить мастерство Екатерины Сиротиной. На мой взгляд, она лучший в стране режиссер-хореограф по созданию массовых номеров. В период моего участия в подготовке к фестивалю все самые сложные, креативные массовые номера предлагала именно она. 

N. S.Можете выделить особенности ее постановок? 

– Смелость. С одной стороны, безбашенность, а с другой – большая концентрация. Ее умение объединять в номере художественных и воздушных гимнасток, артистов цирка и других артистов и спортсменов дорогого стоит. 

N. S.В чем, на ваш взгляд, секрет успешной постановки? 

– Если в постановку вложена душа, если сформирована глобальная идея – это уже успех. 

Каждый номер – это рассказ о великих людях, оживление сказок или пройденных этапов истории России, это противоречивые чувства и эмоции, уложенные постановщиками в полноценные гимнастические сюжеты. На сцене этого фестиваля Екатерина Сергеевна Сиротина не раз воплощала самые фантастические творческие порывы, превращая гимнасток в марионеток, а помост – в небо.  

Работа хореографов-постановщиков играет особую роль в шоу «Легенды спорта» Алексея Немова. (Отрывок из интервью с Алексеем Немовым, четырехкратным олимпийским чемпионом, пятикратным чемпионом мира, чемпионом Европы по спортивной гимнастике.) 

N. S.Кто они – участники шоу «Легенды спорта»? 

– Хочу отметить, что у нас выступают звезды прошлого, настоящего и очень надеюсь, что звезды будущего – наши маленькие участницы, которым еще предстоит добиваться больших высот. Мы стараемся, чтобы герои нашего шоу были на слуху, чтобы они вызывали интерес у публики. Все делается именно для того, чтобы юные звездочки продолжали расти, вдохновляться и развиваться. 

N. S.Вам приходилось самостоятельно работать над постановкой какого-либо номера? 

– Я стараюсь не лезть в этот процесс. Каждый человек должен заниматься своим делом. Никто не сделает дело лучше того человека, который в нем профессионально разбирается. У нас в шоу работают опытные хореографы, которые всегда удивляют прекрасными постановками. 

N. S.Бессменный хореограф вашего шоу – Екатерина Сиротина. Поделитесь впечатлениями о совместной работе. 

– Екатерина все делает профессионально. Каждый номер, который она ставит, пользуется успехом. Это факт. Каждый год она преподносит что-то интересное и новое. Я уверен, что этот человек знает, что делает, и зритель это ценит. 

В ходе подготовки к этому грандиозному празднику Екатерина Сиротина создает номера не только для «художниц», но и для заслуженных мастеров спортивной гимнастики. (Отрывок из интервью со Светланой Хоркиной, двукратной олимпийской чемпионкой в упражнениях на брусьях, девятикратной чемпионкой мира, тринадцатикратной чемпионкой Европы, участницей шоу Алексея Немова «Легенды спорта».) 

N. S.Вы являетесь почетным участником шоу Алексея Немова «Легенды спорта». В2018 году вы исполняли номер в постановке Екатерины Сергеевны Сиротиной. Что за образ вы воплощали? 

– Мы с Екатериной Сергеевной долго выбирали музыкальное произведение и образ, которые соответствовали бы моим внутренним ощущениям, моей готовности выступить на шоу Алексея Немова. В итоге для музыкального сопровождения выбрали песню Аллы Борисовны Пугачевой «Примадонна». Я думаю, что мы попали в точку. Меня называют «королевой брусьев», и это звучит прекрасно, а «Примадонна» – еще лучше. И, конечно, хотелось напомнить всем, что Примадонна спортивной гимнастики – это Светлана Хоркина. 

N. S.Как проходил постановочный процесс? Какое количество времени потребовалось? Вы дополняли композицию своими идеями? 

– Екатерина Сергеевна такой большой профессионал, что дополнять ее постановку своими идеями порой даже некорректно. За совместные годы работы она отлично узнала, что я умею, на что способна и чему еще могу научиться, поэтому постановочный процесс проходил очень легко, в полном взаимопонимании. 

N. S.Как вы восприняли и оценили постановку? 

– Постановка получилась просто шикарная. Мне кажется, если бы я выступала с ней на танцевальном шоу, выиграла бы большую золотую медаль. С удовольствием бы выполняла эту композицию еще и еще. Жалко, что шоу Алексея Немова идет всего лишь два дня. В постановке «Примадонна» мне было очень комфортно, полностью совпали образ и мое состояние души. 

N. S.Чем запомнилась работа с Екатериной? 

– Я в своей жизни встречала много хореографов-постановщиков и могу сказать, что у Екатерины Сергеевны есть отличительная черта – она очень требовательная и не видит пределов совершенства. Она загоняет всех, вымотает до последней ниточки сил, но добьется того, что хочет увидеть на ковре. У нее прекрасные постановки и не только для шоу «Легенды спорта», но и для девочек из сборной России по художественной гимнастике. 

N. S.Приходилось ли вам когда-либо участвовать в постановке композиций? Как вы оцениваете трудоемкость этого процесса? 

– Говорят, что есть люди, рожденные быть врачами, учителями, а Екатерина Сергеевна рождена с высокой степенью умения делать постановки. Я тоже пыталась, но у меня не получается, не хватает терпения. Я не могу видеть всю композицию в большом масштабе. А Екатерина Сергеевна слушает музыку и сразу видит, как расположить на каждую ноту свое движение – это потрясающая визуализация. Трудоемко ли это? Конечно, очень. На постановщике лежит большая ответственность. Нет людей, похожих друг на друга, так и в музыке – одинаковыми бывают только некоторые аккорды. Ко всему прочему каждое движение должно быть в ноту. Важно очень точно передать движениями образ песни или мелодии. Это очень непросто. Екатерина Сергеевна легко справляется с этой задачей. Таких профессионалов и мастеров сейчас практически нет. 

N. S.Каково было работать с хореографом, чей основной профиль – художественная гимнастика? 

– Мне всегда нравилось работать с хореографами из художественной гимнастики. Они вносят свежую струю в композиции, в вольные упражнения. В период профессиональной карьеры мы часто ездили в Новогорск, где профессионалы из художественной гимнастики ставили нам вольные упражнения. Работа с ними помогает увидеть себя с другой стороны, раскрепоститься. Я никогда бы не поверила, что смогу сделать многое из того, что поставила Екатерина Сергеевна. Она умеет раскрывать, позволяет быть не только «негнущимся бревном», но и согнуться. (Смеется.) И если в ее постановке нужно сделать невозможное, она однозначно добьется, чтобы ты это сделала, иначе не получится передать задуманный образ. В связи с этим работать с Екатериной Сергеевной всегда интересно. Порой приходится делать невозможное возможным – это стимулирует и совершенствует с профессиональной точки зрения. Более того, это позволяет узнать себя глубже и лучше, даже если ты уже завершил профессиональную карьеру. Это, с одной стороны, смешно, а с другой – очень увлекательно. 

В шоу принимают участие и спортивные, и художественные гимнастки, и акробаты. Важно показать, что все эти виды спорта родственны, но каждый из них – особенный. Такой же особенный, как и каждый из спортсменов, как и всякое движение души. (Отрывок из интервью с Еленой Замолодчиковойдвукратной олимпийской чемпионкой, двукратной чемпионкой мира и Европы по спортивной гимнастике, участницей шоу Алексея Немова «Легенды спорта».) 

N. S.Почему для вас важен опыт участия в шоу «Легенды спорта»? 

– Это возможность вернуться в самые лучшие моменты жизни. А я считаю, что они были самыми лучшими: это моя команда, тренировки, выступления, зрители. Всегда приятно вспоминать хорошее и всегда хочется еще раз оказаться там, где тебе было хорошо. 

N. S.Что помогает вам сохранять спортивную форму? 

– Я работаю с детьми. Всем известно, что работа с детьми – это беспрерывное движение, вдохновение. Тренер всегда должен поддержать, подстраховать, поэтому я постоянно нахожусь в физической активности. 

N. S.Расскажите о вашей последней композиции для шоу в постановке Екатерины Сиротиной. 

– Предыстория этой постановки очень длинная. Екатерина Сергеевна присылала мне музыку для будущей композиции, и я на все говорила «нет». Она понимала, что мне не нравится, однако нужно было выбрать мелодию из тех, что предлагали организаторы. Это были тяжелые классические композиции. Я знала, что Екатерина Сергеевна сделает отличную постановку, но понимала, что не смогу ее осилить. Переживала, что мне в итоге придется согласиться с чем-то и делать под ту музыку, которая мне не совсем подходит. У Екатерины Сергеевны безграничное терпение, конечно. Одно дело – ставить детям, а другое – капризным пенсионерам. (Смеется.) Спустя некоторое время Екатерина Сергеевна сказала: «Я нашла то, что тебе надо». Когда она дала мне послушать эту мелодию («Брестская крепость»), я поняла – это действительно мое. 

N. S.Что вы можете сказать об итоговой версии постановки? 

– Мне очень она нравилась. Я чувствовала себя очень комфортно. Когда в композиции все движения поставлены гладко, спортсмен выполняет все с удовольствием. Безусловно, присутствовало волнение, потому что «Лужники» были переполнены. Это вполне типичное волнение перед выходом к аудитории. Я очень боялась не услышать музыку, так как зал большой, акустика соответствующая. На мой взгляд, все получилось. Не люблю себя хвалить, но мы старались, и все получилось здорово. После нашей напряженной работы у меня болели все мышцы. (Смеется.) Это того стоило. 

Использовать элементы тела и гимнастического инвентаря, чтобы выразить нечто особенное – это именно то, чему необходимо научиться каждой гимнастке. Там, где механические движения тела и инвентаря трансформируются в безмолвную историю, спорт стирает границу с искусством. А у подножия этой трансформации – труд «художников» спорта – хореографов-постановщиков. 

О художественной гимнастике часто говорят: «Она – искусство в спорте» – и не ошибаются. 

Автор — Елизавета Лаптинская